|
«Поэта далеко заводит речь». Бывает, что и за пределы земного существования: Я груз, и медленно сползаю в ночь немую; Поэты часто пишут о смерти, но есть нечто куда более проблематичное, чем смерть физическая небытие при жизни. То есть, смерть души субстанции, на бессмертие которой мы всегда уповаем. Душа, Психея, чья жизнь не прекращается даже с умиранием плоти, вдруг находясь внутри живого существа, перестаёт откликаться на «призывы бытия». Страсть? А если нет и страсти. Кабы знать, что это лишь мёртвый сезон, за которым последует новая жизнь. Тогда и «ледяная броня» не столь уж страшна и даже можно обратиться к ней с приветствием: Здравствуй, здравствуй, моя ледяная броня, Казалось бы, избавившись от бремени страстей, душа получает ту свободу, которую и не чаяла обрести на земле. Не об этой ли свободе мечтал поэт, когда писал: О, дайте вечность мне, и вечность я отдам Но он же не менее страстно молил совсем о другом: О, дай мне только миг, но в жизни, не во сне, Поди пойми чего он хочет: страстей? Свободы от них? Не человек и не смятенье: Бог, творящий музыку. Но за величие такое, приходится расплачиваться тем, что новый день беззвучен будет, Но если поэт в какой-то миг и чувствовал себя Творцом, то не по своей, а по Божьей воле. И созидательное пламя, которое его сжигало, разгорелось из Божьей искры. А если так, то оцепенение души не кара, а лишь естественное следствие созидательного ража. Один Бог неисчерпаем, лишь Его энергия неиссякаема. Смертный потому и смертный, что ему положены рамки. Они у каждого свои. Один живёт до самой смерти, а другой ещё при жизни обречён на «ужас нежитья». Оказывается, это совсем не просто Быть живым, живым и только, Но как быть тем, кто не удостоился этой милости? Что делать, если Жизнь кончилась, а смерть ещё не знает Как держать, вернее, как выдержать такую паузу? Может быть, попытаться вести посмертный дневник, аккуратно записывая реакции, вернее, отсутствие реакций оцепеневшей души: «Не обижаясь, не жалея, не вспоминая, не грустя...». А вдруг это странное занятие, опровергающее общее мнение, что мёртвые не говорят, подействует на не подающую признаков жизни душу, как искусственное дыхание. А вдруг она очнётся и рядом с записью: «Не обижаясь, не жалея, не вспоминая, не грустя...» появятся совсем другие строки: «Жизнь вернулась так же беспричинно, как когда-то странно прервалась.» 1997 |